Клиника "Семейный доктор"
slide

Интервью с врачом-эндоскопистом Колесниковой Е.В.

«Чего вы больше боитесь - процедуры или диагноза?»

О враче:
Колесникова.jpg

Колесникова Екатерина Владимировна

Врач-эндоскопист
Кандидат медицинских наук
Стаж работы более 20 лет

- Почему эндоскопия?

- После окончания ординатуры по терапии, меня готовили стать цеховым врачом (терапевт на промышленном предприятии – прим. ред.) . Но обстоятельства сложились иначе. И я попыталась найти себя в области функциональной диагностики. Восхищение её возможностями родило во мне желание овладеть всеми навыками и в этой области. Но, на тот момент мое стремление было ограничено возможностями лечебных учреждений обучать молодых специалистов. В одном из них  мне предложили рассмотреть свое развитие в направлении эндоскопии.
Мне стало страшно. Правило - сперва овладеть нужными навыками, чтобы потом не было страшно, помогло начать. Сейчас меня удовлетворяет возможность комплексного подхода к пациенту, когда ты не только проводишь качественное исследование, участвуешь в процессе лечения и потом видишь результат. 

- Кто Ваш пациент?

В настоящее время, мои пациенты представляют два разных типа обращений:  Первый - тревожащийся о своем здоровье молодой и активный человек. Чаще всего его тревога связана с желанием удостовериться, что с ним все в порядке.
Волнения, стрессы и переживания всегда отражаются на состоянии ЖКТ. Зачастую малейшие нарушения функционального состояния доставляют довольно неприятные ощущения, вызывают яркие впечатления, рождают тревогу и испуг до тех пор, пока не поможешь пациенту разобраться в истинной картине происходящего.
Молодое поколение, чей ритм жизни довольно активный, а режим питания часто нарушен, при столкновении со специфическими сигналами ЖКТ проявляют огромное беспокойство и хотят исключить самое страшное.
Такие сигналы они описывают как ком в горле, изжога, боль в области желудка или где-то сбоку.
Как правило, самого страшного обнаружить не удается. В основном – это функциональные, а не органические нарушения. А, значит, своевременность исследования и восстановления состояния организма дает огромные шансы не допустить того самого страшного.
В таких ситуациях, необходимо при помощи исследования и помощи смежных специалистов привести в первую очередь в порядок свое эмоциональное состояние, вызванное стрессами и снять накопленное напряжение.
Вторая группа пациентов – это, конечно, источник случаев хронических заболеваний. Работа с ними требует четко выверенного процесса взаимодействия лечащего врача и врача исследователя.  При таком взаимодействии проводятся контрольные исследования для установки динамики состояния на фоне приема препаратов, а лечащий врач получает выверенную информацию для коррекции дозировок, замены препарата или его отмены.
Мое тесное взаимодействие с лечащим врачом приводит к тому, что пациент через какое-то время пропадает…., потому что ему становится лучше.

- Ваши принципы в работе с пациентами?

«Многие мои пациенты - от нефтяников до ректоров боялись, дрожали и плакали, а все потому, что не знали, что это быстро…»

Нет шаблонов, все индивидуально! Пациенты воспринимают  процедуры по-разному в силу своих личностных и физиологических особенностей. И, конечно, все эти особенности я учитываю в выборе и подходе при взаимодействии с ними. Кому-то надо оказать поддержку и подержать за руку, кого-то надо взбодрить и напомнить, что ему важно сделать этот шаг именно сейчас.
Многие мои пациенты - от нефтяников до ректоров боялись, дрожали и плакали, потому, что многие из них не знали, что это быстро.
Да, когда пациенту объясняешь все этапы прохождения процедуры, а после, он понимает, что сама процедура длится не 30 минут и не час, как ему казалось, а всего 1,5-2 минуты он восклицает:  «А зачем я так волновался, что всю ночь не спал?» Все остальное время занимает процесс подготовки, осмотра, настроя.
Если я вижу, что пациент не смог психологически настроиться, то предлагаю ему прийти в следующий раз, но обязательно рано утром, пока его рефлексы еще не проснулись до конца и из подсознания не начали выходить страхи.
Сама подготовка к исследованию очень важна, некоторым предлагаю  посетить мой кабинет, чтобы увидеть все своими глазами, познакомиться с персоналом и со мной, другим достаточно разговора перед исследованием. Но, в любом случае, есть общие правила подготовки к процедуре, которые направлены на облегчение как физического переживания процесса, так и психологического. Все эти правила пациент должен соблюсти.

- Если пациент к Вам вернулся, это признак вашего успеха или  считаете это неудачей?

Если ко мне вернулся пациент – это, конечно же, успех!
Значит, нам удалось установить доверие и тот уровень осознания проблемы, который требуется для правильного ухода за своим организмом. Особенно это важно, когда есть хронические заболевания. Такие ситуации требуют своевременных плановых обследований, чтобы не запустить процесс и не допустить более серьезных осложнений.
В ситуации, когда пациент имел только функциональные нарушения, повторные исследования также важны, если его образ жизни не изменен, и он по-прежнему испытывает большие эмоциональные и физические нагрузки, а его режим питания остался «нездоровым».

- Что бы Вы сказали пациенту, который к Вам еще не пришел?

- Во-первых, я бы задала вопрос тем, кому необходимо провести исследования, но они не решаются из-за страха:

Чего вы боитесь – процедуры или диагноза?

Когда вы ответите на этот вопрос, вам станет ясно, что процедура – это процесс быстрый, и может быть абсолютно безболезненным в ситуации седации, например. А результат процедуры – это ваши знания, которые исключат неопределенность, и вы будете точно знать, что делать дальше.
Чаще всего мы имеем дело с функциональными нарушениями, которые лечатся значительно легче, чем хронические заболевания.
Надо решиться, собраться и подготовить себя к выздоровлению.
А мы сделаем все возможное, чтобы процедура и лечение были эффективными. 


Возврат к списку

наверх