Когнитивная групповая гипнотерапия*
Как известно, психотерапия подразделяется на индивидуальную (когда психотерапевт работает с одним человеком) и групповую (работа в группе под руководством психотерапевта-ведущего группы, иногда может привлекаться так называемый ко-терапевт или второй ведущий). Существует более 200 методов психотерапии, которые реализуются в форме групповой работы и тренингов.
Выделяют открытые (когда состав группы может меняться) и закрытые группы (в течение терапевтического курса состав группы стабильный).
В нашей клинике применяется комбинированный метод, когда когнитивно-поведенческое направление, использующее принципы научения для изменения мыслительных, эмоциональных и поведенческих составляющих психологии человека, гармонично сочетается с гипнотическими техниками (работа с образами и эмоциями, т.е. подсознанием).
Цель – улучшение качества жизни за счет устранения симптомов. Это НЕ тренинг, НЕ психотерапия в группе, НЕ группа встреч. Для каждого участника группы – это модель его реальной жизни. На группе будут даваться задания (как правило, написать что-то или пояснить, оказать поддержку другим участникам группы и т.д.).
Правила группы:
1. Правило активности: делать упражнения, участвовать в дискуссиях других людей.
2. Конфиденциальность.
3. Давать возможность высказываться всем, взаимоуважение.
4. Возможность устанавливать дополнительные правила по согласованию со всеми участниками группы.
Вылечить психику человека можно с помощью психики других людей, выйдя из порочного круга своих переживаний.
Наши группы закрытые, т.е. в течение всего курса (10 сеансов с интервалом в 1 неделю, продолжительность сеанса 2 часа) состав не изменяется. При этом в течение первых двух сеансов набирается группа (все знакомятся друг с другом, говорят о своих запросах, делятся своими проблемами), устанавливаются правила группы, разбираются элементарные теоретические основы функционирования нашей психики. В течение последующих сеансов проходит работа с каждым участником группы, с привлечением других ее членов.
Психотерапия – это всегда процесс взаимодействия психотерапевта и участников группы, т.е. это совместная работа. В групповой работе не только ведущий, а все члены группы являются терапевтами друг для друга.
Для достижения желаемого эффекта (удовлетворения запроса каждого участника) необходимо посетить все занятия. Сеансы не дублируются, одно занятие связано с другим.
Три сферы ожидаемых изменений в психотерапии:
- когнитивная (мыслительная)
- эмоциональная
- поведенческая
= все вместе.
Таким образом, групповая психотерапия – это форма психотерапии, при которой группа людей регулярно встречается под руководством специально подготовленного психотерапевта для разрешения эмоциональных конфликтов, коррекции отклонений в поведении, снятия иных симптомов эмоциональных расстройств. В более широком смысле речь идет об использовании группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных нервных (чаще тревожных и депрессивных) расстройств -клиническая групповая психотерапия.
Примерная Программа когнитивной групповой гипнотерапии
- Ведущий: ведущий специалист, к.м.н., доцент Аронов П.В.
- Число участников: 6-8-10 человек.
- Показания: последовательное мышление при любом заболевании или расстройстве.
- Противопоказания: выраженная эмоциональная нестабильность или неадекватность, предпсихотическое или психотическое состояние, умственная отсталость или деменция, кризисное состояние.
- Продолжительность занятия: 120 минут.
- Частота встреч: 1-2 раза в неделю.
- Материалы: флипчарт, маркеры. У участников - тетради и ручки.
Занятие 1. Знакомство с КПТ (когнитивно-поведенческой терапией) и гипнотерапией.
- Знакомство участников группы по кругу и формирование запроса (представиться и объяснить, почему я здесь).
- Информирование о целях группы (что такое когнитивная терапия, структуры мыслительной деятельности и восприятия, почему это работает). Учимся быть психотерапевтами себе и другим людям.
- Информирование о методах гипнотерапии, безопасности гипноза, развенчание мифов.
- Правила группы директивно озвучивает ведущий (как на любом тренинге). Строится график группы.
- Освещение структуры занятий (чем мы будем заниматься на занятиях). Вопросы и ответы по теме (обучение принципам когнитивной гипнотерапии).
- Проведение гипнотической пробы с последующей психорелаксацией.
- Шерринг (делимся своими впечатлениями, мыслями).
- Д/З (домашнее задание): завести тетради и принести три ситуации, которые будем разбирать позже.
Занятие 2. Схема АВС.
- Проверка Д/З (каждый рассказывает о том, как он выбирал ситуации и одну представляет).
- Информирование: из чего состоит проблема. Схема АВСДЕ (А - Активирующее событие, В - Мысли, С - Чувства (эмоции), Д - Поведение, Е – Ощущения в теле (сжатия, онемения, жар или холод, боль, дискомфорт или конкретные симптомы). Нюансы: А – как найти активирующее событие? (это то, что можно описать конкретно, как четкую картинку или немое кино, то, что я увидел, услышал, вспомнил, подумал-запланировал, ощутил), В – как отслеживать и фиксировать автоматические мысли (то, что думал в этот момент, все мысли в моей голове - ЛЮБЫЕ! О чем угодно!), С – какие чувства сопровождают активирующее событие (какие чувства есть вообще?). При необходимости дать карту чувств (или сделать всегда доступный плакат).
- Совместно раскладываем по этой схеме одну проблему каждого участника. Ведущий корректирует способность выделения А, опознавания С и фиксирование В, опознавания Д, описания Е (должно быть зафиксировано не менее 20 мыслей). А также подключает других участников к этому процессу (внимание уделяется самым пассивным).
- Ресурсная психорелаксация.
- Шерринг.
- Д/З: разложить и записать по схеме АВСДЕ две ситуации.
Занятие 3. Схема АВСДЕ и поиск промежуточных, глубинных мыслей.
- Проверка Д/З: разбираем, что было трудно или не получилось. Ведущий стимулирует активную помощь группы.
- Информирование: полная схема АВСДЕ о трех уровнях мыслительной деятельности: Автоматические мысли (мыслительный «шум», «мусор») - Промежуточные мысли – Глубинные убеждения.
- Упражнение: совместно раскладываем проблемную ситуацию по схеме, фиксируем автоматические мысли, и от автоматических мыслей находим промежуточные мысли. К каждой автоматической мысли задаем вопрос: что это для меня значит? О чем это для меня говорит?
- Легендирование: каждый участник зачитывает список промежуточных мыслей, и группа отвечает на вопрос: какое руководящее правило или жизненный принцип использует этот человек? Участник записывает мнения окружающих и затем выбирает то, которое затронуло, впечатлило или иным образом вызвало какие-либо переживания (любые!).Если у кого-то возникают сложности, ведущий помогает вопросами: что важно для человека, у которого такие мысли? Что он (она) думает о жизни? о мире? о себе? о других?
- Ресурсная психорелаксация.
- Шерринг.
- Д/З: разложить две домашние ситуации до конца и выписать отдельно все руководящие правила.
Занятие 4. Неправильные убеждения, которые мешают жить.
- Проверка Д/З: разбираем сложности и причины трудностей, и потом каждый участник зачитывает результаты.
- Информирование: как искать связи между глубинными иррациональными убеждениями. Ведущий показывает технологию падающей стрелы: что это значит для Вас? Что Вы думаете о себе? Что Вы думаете о мире? Что Вы думаете о других? Каким я должен быть?
- Ролевая игра в парах «пациент – психотерапевт» по 10 минут: участник в роли психотерапевта задает вопросы по технике падающей стрелы, участник в роли пациента отвечает и записывает, оба стараются находить замысел (правило), с которым оба должны быть согласны. Потом меняются ролями.
- Ресурсная психорелаксация с визуализацией.
- Шерринг.
- Д/З: разложить ещё ситуацию по схеме АВСДЕ и провести технику падающей стрелы, выбрав повторяющуюся автоматическую мысль. Найти глубинные убеждения, сформулировать гипотезу о замысле.
Задача группы помочь сформулировать:
Негативные установки: Я какой (какая)?
Долженствования: Я должен (должна)…
Глубинные установки: Мир какой? Люди какие?
Важно - Лаконичность формулировок!
ИЛИ можно провести Легендирование с целью:
Определить, что такое негативная установка (НУ) и долженствование (Д).
Подсказка (самая простая!): глубинное убеждение часто содержит слово «должен, обязан» - это долженствование. Негативная установка отвечает на вопрос «Я какой?» и при этом вызывает неприятные переживания.
Занятие 5. Сдвиг мышления.
- Проверка Д/З: обсуждение трудностей и корректировка.
- Информирование: переформулировка глубинного убеждения: зачем это делать? Как это делать? Правила переформулирования. Показать, как человек привыкает делать свою жизнь хуже, и что это можно изменить. Пример: если бы я думал по-другому, вызывало бы это тяжелые переживания? А как можно было бы думать в этом случае? Показать формулу изменения долженствования (Я хотел бы (мне важно)…, если это иногда бывает не так, то…).
- По кругу провести переформулирование трех долженствований, которые выявились на прошлом занятии. Групповое легендирование: не САМ ВЕДУЩИЙ, А УЧАСТНИКИ ГРУППЫ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ПЕРЕФОРМУЛИРОВКИ, А ВЕДУЩИЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ, ДОПОЛНЯЕТ, СТИМУЛИРУЕТ (ведущий стимулирует активность участников).
- Ресурсная (поддерживающая) психорелаксация.
- Шерринг.
- Д/З: переформулировать (самостоятельно или с кем-нибудь) и записать новые формулировки основных долженствований из прошлого Д/З.
Занятие 6. Учимся жить лучше!
- Проверка Д/З: какие возникли трудности и их корректировка.
- Информирование: как переучить себя думать и реагировать по-другому (опыт социально-психологической теории Бандуры: тренировка новой электрической дуги в мозге сформируется, если это повторить не менее 50-70 раз для взрослого человека! А также принцип: если могу это представить, то смогу это сделать! Фантазируем! Проговариваем это другим! На крайний случай – пишем на листок). Сколько раз надо сделать, чтобы психика взрослого человека научилась?
- Представить и проговорить свою проблему (каждому участнику по кругу, пусть выбирают сами - какую ГУ изменять), используя переформулированные убеждения (представить ситуацию, как если бы я думал при этом так!):
А - активирующее событие то же:Занятие 7. Учимся жить лучше!
В – переформулированное (более рациональные мысли)
С - измененное чувство (или снижение интенсивности чувства): что изменилось бы?
Е - другие ощущения (какие могли бы быть ощущения?)
Д - измененное поведение (что я делал бы по-другому?)При этом упражнении могут всплыть другие (взаимосвязанные!) дисфункциональные убеждения! Их нужно записать. Группа помогает придумать новые мысли и новые действия.
4 .Шерринг.
5. Д/З: сделать не менее 10 раз дома (представить и проговорить, желательно кому-нибудь).
- Проверка Д/З: получилось ли? Что мешало? Какие результаты?
- Информирование: поиск доводов для изменения негативного представления: как это делать? Правила переформулирования (ДОВОДЫ важно делать полными, но лаконичными!).
- По кругу провести дополнение доводами списка каждого участника, которые они выбрали для представления группе. Групповое легендирование: не САМ ВЕДУЩИЙ, А УЧАСТНИКИ ГРУППЫ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВАРИАНТЫ ДОВОДОВ, А ВЕДУЩИЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ, ДОПОЛНЯЕТ, СТИМУЛИРУЕТ (ведущий стимулирует активность участников).
- Легендирование: участник зачитывает негативную установку и позитивную установку с 2-3 аргументами, а группа добавляет (накидывает) другие аргументы (чтобы они были как доводы для этой позитивной установки).
- Шерринг.
- Д/З: найти и записать доводы для других трех основных негативных представлений о себе из прошлого Д/З.
Занятие 8. Ищем истоки проблем (когда мы приняли РЕШЕНИЕ жить так!)
- Проверка Д/З: получилось ли? Что мешало? Какие результаты?
- Информирование: как возникают негативные убеждения: 2 варианта – медленный и быстрый, а также возрасты.
- Каждый в тетради прописывает ситуации в ретроспективном порядке по поводу выбранного негативного убеждения:
- ищет яркую ситуацию в подростковом возрасте, подтверждающую ГУ;
- ищет яркую ситуацию в школьном возрасте (6-8 лет), подтверждающую и формирующую ГУ;
- ищет первую ситуацию, где был сделан такой ВЫВОД о себе (о мире)
4. Разбираем по желанию ситуации 2-3 участников как примеры. Ведущий отвечает на возникающие вопросы, обсуждает затруднения.
5. Возрастная регрессия с визуализацией.
6. Д/З: самостоятельно прописать две ситуации, выбрав ГУ.
Связь УСТАНОВКИ:
Откуда у тебя это ПРЕДСТАВЛЕНИЕ?
Когда и как появилось такое РЕШЕНИЕ?
Что укрепило это РЕШЕНИЕ?
Что подтверждает это УБЕЖДЕНИЕ
Занятие 9. Правим негативную установку.
- Каждый участник выбирает основную негативную установку (помощь ведущего!). По очереди ведущий организует процесс упражнения. Сначала ведущий показывает!!!!
Участники группы, повышая тональность и громкость, говорят человеку его негативную установку…
Участник (чья негативная установка) должен ГРОМЧЕ И СИЛЬНЕЕ, чем они говорить (или читать) свои доводы… До тех пор, пока он не станет это делать легко и с большой эмоциональностью!!!
ИЛИ
Человек выбирает НУ и находит позитивный вариант (позитивную установку). - Упражнение: написать по два аргумента как для НУ, так и для ПУ - когда выгодно и нужно быть таким!
- Легендирование: участники группы предлагают свои варианты выгод для каждой установки.
- Возрастная регрессия и эмоциональное отреагирование.
- Шерринг.
- Язык поощрения (комплименты и хорошие слова себе). Тренируем! Каждый пишет для себя хорошие слова, слова поддержки, похвалу и просто теплые слова.
- Время для себя (чтобы в жизни БЫЛО Время ТОЛЬКО для себя!) Каждый пишет - есть или нет? Если есть – пусть поделится, как удалось, где взять? Если нет – где можно взять, выделить, украстьJ, но только не ото сна!).
- Подарки себе (только себе!) – балуем себя! Каждый пишет, как он это делает или будет теперь делать!
- Прикосновения (приятное для себя) – создавать комфорт в ощущениях – одежда, внешний вид, еда, движения, запахи и т.д. Знать, что доставляет мне удовольствие! Каждый пишет, как он это делает или будет делать!
- Помощь (помогать себе – что является помощью для меня, что важно для меня, научиться об этом говорить другим!). Каждый пишет об этом и обсуждаем.
- ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ВСЕХ ЭТИХ УСЛОВИЙ В ЖИЗНИ (НЕ ПРОПУСКАЯ НИ ЕДИНОГО!) НЕИЗБЕЖНО!!! ПРОИСХОДИТ ПРИНЯТИЕ СЕБЯ.
- Это занятие можно разбить на два при необходимости.
- Ресурсная психорелаксация с формированием позитивной установки.
- Шерринг.
- Д/З: идти и жить так!