Top.Mail.Ru
Клиника "Семейный доктор"
slide

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей

Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавливают каждому десятому ребёнку, мальчикам в 4 раза чаще девочек.

Родителям нужно знать про риск развития ЗРР у детей, что это серьёзное отклонение, которое редко проходит самостоятельно.

Классификация ЗРР

Различают три вида недоразвития речи:

  1. системное, когда его вызывают нарушения высших психических функций – задержка психо-речевого развития (ЗПРР);

  2. общее – при задержке речи при сохранном интеллекте;

  3. специфическое расстройство развития речи (СРРР) – при отсутствии нарушений работы мозга, органов слуха, интеллекта.

Каждый вид требует принципиально разного подхода к лечению. В этой статье говорим о ЗРРР, как о самой частой патологии, хорошо поддающейся коррекции.

Таблица № 1. Классификация ЗРРР

Диагноз

Нарушение

Причина

Виды

Уровень нарушений

Специфическое расстройство речевой артикуляции (СРРА).

Дизартрия

Нарушение тонуса речедвигательных мышц (языка, лица).

Спастическая

Извилины передней части головного мозга, проведение по корково-ядерным путям.

Гиперкинетическая   

Подкорковые узлы и нервные связи.

Гипотоническая

Передача нервно-мышечного импульса.

Атактическая

Мозжечок

Задержка формирования экспрессивной речи.

Алалия

Несформированность функции речи в коре головного мозга. Тонус звукоречевых мышц в норме.

Моторная

Отсутствие речи при хорошем словарном запасе и нормальном понимании.

Сенсорная

Не может воспринимать или понимать обращённую речь.

Тотальная

Нарушение восприятия и воспроизведения речи.

 

При дизартрии малыш повторяет и произносит все слова, однако нечётко: заикается, шепелявит. Нарушена артикуляция, поэтому понять его могут только родители и те, кто долгое время находится в близком контакте.

При алалии ребёнок совсем не говорит, либо говорит мало, укороченными словами и фразами.

Степень выраженности задержки речевого развития существенно отличается.

Таблица № 2. Степени задержки речевого развития у детей

Степень

Проявления

Первая

Речь практически полностью отсутствует

Вторая

Использует простые предложения, не всегда корректно произносит звуки, заменяет их похожими по звучанию.

Третья

Употребляет простые слова, но глотает звуки, меняет местами слоги. Говорит невнятно.

Четвёртая

Невнятное произношение, нечёткая артикуляция, ошибки в словообразовании.

 

ЗРР у детей даже с неяркими симптомами требует интенсивного лечения, так как не проходит самостоятельно. Врач должен выяснить причину её развития и провести курс терапии. Эффект тем лучше, чем раньше начато лечение.

Причины возникновения ЗРР

Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов.

Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

Период

Когда возникает

Значимые факторы

Пренатальный

В период внутриутробного развития.

Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.

Натальный

Во время родов.

Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.

Постнатальный

После рождения.

Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

 

Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

  1. 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;

  2. 50% с перинатальным повреждением нервной системы;

  3. 55% испытавших проблемы во время рождения:

  •         при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
  •         после кесарева сечения – в 70%.

Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные.

Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

Виды

Причины

Примеры

Биологические

Перинатальное поражение головного мозга.

Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.

Болезни в раннем детстве.

Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.

Тугоухость

Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.

Наследственность

Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.

Социальные причины задержки речевого развития у детей

Невостребованность речевого общения.

Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.

Педагогическая запущенность.

Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.

Психологическая травма.

Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.

Дисгармоничное воспитание.

Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

Билингвизм

Дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр.

 

Если причина известна, лечение назначить легко, однако примерно в трети случаев родители не спешат записываться к логопеду, долго думают, что это просто особенности ребёнка и «само пройдёт», поэтому коррекция детей с задержкой речи часто начинается поздно, ближе к школьному возрасту.

В каких случаях нужно обратиться к врачу?

Сроки становления речи регламентированы. Педиатры обычно обращают внимание родителей на речевое развитие малыша и в случае выявления отставания направляет к врачу-неврологу или логопеду.

Таблица № 5. Сроки обращения к врачу

Срок

Повод для обращения к врачу

4 месяца

Нет агуканья, гулений. Малыш не проявляет эмоций, безучастен к обращению взрослых.

9 месяцев

Отсутствует повторение слогов, лепет.

12 месяцев

Не улыбается, не реагирует на обращения к нему.

18 месяцев

Не поворачивается к названному предмету, не реагирует на своё имя, имена близких, не имеет в своём активе ни одного слова, даже упрощённого.

2 года

Не выполняет никаких просьб, не произносит простых предложений или хотя бы словосочетаний.

3 года

Говорит только заученные слова и фразы – из книги или мультфильма. Собственной речи, даже неразборчивой, нет.

4 года

Речь понятна только родителям. Слова произносит с искажениями. Предложений не говорит. Не обращается с вопросами к взрослым. Использует мимику и жесты как ведущий способ коммуникации.

 

Развитие речи – важный элемент становления психики, созревания головного мозга, поэтому откладывать посещение логопеда не стоит.

Методы диагностики ЗРР

Обследование ребенка с задержкой речи проводится комплексно.

Первый, кто скажет родителям о возможной задержке речи, – врач-педиатр. Он выдаст направления к врачам других специальностей.

Маленького пациента осмотрят: логопед, психолог, сурдолог, отоларинголог, невролог. Каждый из них проведёт обследование, исключая или подтверждая патологию, которая относится к его зоне ответственности.

Врач-невролог исключает поражение мозга, аутизм, олигофрению. Для этого он может назначить дуплексное сканирование артерий головы, ЭЭГ, ЭхоЭГ.

Психолог составляет социальный портрет семьи и исключает социальные причины недоразвития речи.

Врач-отоларинголог смотрит, нет ли отита, аденоидита, которые могут приводить к тугоухости.

Сурдолог уточняет степень потери слуха, если она имеется.

Последним ребёнка смотрит логопед. Он проводит оценку речевого аппарата, моторики, общей речевой активности, характера и качества речи. На основании проведённого обследования выставляет диагноз и назначает коррекционную программу.

Лечение ЗРР

  • Медикаментозная терапия. Назначают ноотропные средства, аминокислоты, витамины, активаторы речевого центра.

  • Физиотерапевтические процедуры при ЗРР. Используют магнитотерапию, электрорефлексотерапию. Они помогают улучшить дикцию, восстановить речь, улучшить запоминание новых слов.

  • Если обнаружены значимые социально-психологические факторы, то в первую очередь дают рекомендации родителям об организации среды, стимулирующей развитие речи у малыша.

  • При выявлении дисфункции мозга добавляется неврологическое лечение.

Логопедическая коррекция направлена на исправление имеющихся нарушений и профилактику появления новых. Проводятся сеансы логомассажа, упражнения на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Преимущества лечения в клинике «Семейный доктор»

Записаться к детскому неврологу на обследование по вопросу задержки речевого развития у ребенка можно по телефону в Москве +7 (495) 775 75 66, или через интернет, заполнив форму онлайн-записи.

По его результатам назначается полноценная коррекция, которая стимулирует развитие речи. Родители ответственны за будущее своего ребёнка. При невылеченном ЗРР последствия развиваются неотвратимо: страдает социализация и когнитивные функции, возникают проблемы с общением, будет сложно учиться в школе, получать профессию. Поэтому приводите малыша на осмотр к врачу-педиатру или детскому неврологу, чтобы не пропустить ЗРР или убедиться в отсутствии поводов для беспокойства.

Популярные вопросы

Когда проявляется ЗРР?

Первые признаки патологии заметны у младенца трёх-четырёх месяцев, иногда – раньше.

Задержка речевого развития. Какой прогноз, если быстро обратиться за помощью?

Прогноз зависит от вида ЗРР, но при своевременном обращении обычно благоприятный. Даже в тяжёлых случаях дети догоняют сверстников, начинают говорить свободно и правильно. Однако это требует больших волевых усилий от родителей.

Каких результатов можно ждать от логопедической работы с ребёнком?

Занятия с логопедом развивают эмоциональное восприятие, моторику, мышление, память, восприятие, воображение. Логопед поможет:
  • развить речевое внимание, научить понимать речь других людей;
  • сформировать собственную речь – умение задавать вопросы, высказывать желания;
  • заинтересовать ребёнка звуковой и слоговой структурой слов;
  • совершенствовать вербальное общение малыша.
Информация проверена и подтверждена детским врачом-неврологом клиники «Семейный доктор»

Стоимость

Стоимость по
прейскуранту,
руб.
Стоимость по
программе
"Близкий круг",
руб.
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога, первичный 2980 от 2235 >>
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) ведущего врача-невролога (дети) первичный 4070 от 3052 >>
врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники

Отзывы об услуге

 
Врач: Шишова Светлана Вячеславовна
Хороший специалист, приятный человек. Только хорошие впечатления после посещения. Не навязывает лишнего. После курса лечения придем с ребенком на повторный прием.
> Читать далее
Уважаемая Анастасия, спасибо за отмеченные профессиональные и личные качества Шишовой Светланы Вячеславовны, детского врача-невролога нашей клиники. Ждем Вас снова! Мы всегда готовы делиться своими компетенциями и помогать детям расти здоровыми и развитыми.
С уважением, Петрова Оксана Ивановна, медицинский директор детского корпуса клиники на Усачева

< Свернуть
Врач: Бурцева Юлия Анатольевна
Чуткий доктор, очень внимательно осмотрела дочку, все подробно расспросила. Назначила курс массажа и лекарства для развития. Доктора можно вызвать на дом. На массаж также можно вызывать медсестру на дом, нам это удобно.
> Читать далее
Уважаемая мама Светы, спасибо за важную обратную связь! Мы рады, что Вы удовлетворены консультацией детского врача невролога Бурцевой. Уверены, что профессиональные рекомендации доктора и помощь специалиста по массажу принесут нужный результат. Всегда готовы помочь!
С уважением, Марчинская Светлана Николаевна, менеджер детского корпуса клиники на Усачева

< Свернуть
Врач: Разина Елена Евгеньевна
Хочу выразить огромную благодарность Разиной Елене Евгеньевне! Замечательная врач, внимательная, добрая. Умеет найти подход к ребенку, а также очень подробно разъясняет все родителям. Рады, что попали к ней, грамотно обследовала ребенка, подобрала терапию и ответила...
> Читать далее на все наши вопросы.
Уважаемая Елена Александровна, благодарим Вас за обратную связь и высокую оценку работы детского врача-невролога Разиной Елены Евгеньевны! Богатый опыт и высокая квалификация врача, а также чуткое отношение к детям и профессиональная коммуникация с родителями, помогают наладить эффективное взаимодействие и способствуют гармоничному развитию ребенка. Мы обязательно передадим Ваши слова доктору! Желаем Вам и Вашим близким крепкого здоровья!
С уважением, Каменская Светлана Андреевна, менеджер детского корпуса клиники на Усачева

< Свернуть
Услуги

Адреса корпусов клиники

наверх